Провокационная речь
Зарецкая Е.Н.
agrigor@orc.ru
Бывают случаи, когда человек говорит не для того чтобы передать информацию, а чтобы получить ответную информацию или известную говорящему, или неизвестную (в этом случае говорят о "выпытывании" информации). Такая речь называется провокационной. Обычно выбирается конструкция, специально рассчитанная на получение ответа. Эта конструкция - вопросительная. Сама вопросительная конструкция является общеязыковой, или лингвистической, универсалией. Разумно предположить, что лингвистические универсалии связаны с общепсихическими особенностями человеческого сознания. Проявляться в речи любого носителя любого языка, т.е. всех людей вне зависимости от места и времени коммуникации, может только то, что присуще человеку от природы, т.е. заложено генетически, таким образом, изучение лингвистических универсалий приводит к пониманию строения психической структуры человека. Тот факт, что вопросительная конструкция есть лингвистическая универсалия, означает, что потребность в вопросе присутствует в сознании любого человека от природы, а следовательно, провокационная речь дана ему генетически. Провокационная речь существует для прямого воздействия на других людей, причем воздействия подчиняющего: человека вынуждают помимо его воли передать некоторую информацию. А значит, потребность принудить другого человека к чему - либо является составляющей человеческой сущности, т.е. чем-то таким, что свойственно каждому человеку от рождения.
Вопросительная конструкция в русском языке имеет свою специфику, что подтверждается распространенной в письменных текстах синтаксической ошибкой - неправильной постановкой вопросительного знака в конце предложения. Это показатель гиперкоррекции - явления, при котором знак в языке давно отсутствует, и пишущий ставит его там, где не нужно, подражая некоторому образцу, а на самом деле он не знает, где этот знак ставится (например, плюсквамперфект на месте аориста в памятниках ХVII века.). Гиперкоррекция вопросительного знака означает, что человек не понимает смысла предложения как вопросительного и поэтому знак не ставит. В языке очевидно существование двух типов вопросов: вопросов по смыслу и вопросов по форме. Разумно было бы изначально предположить наличие симметрии: для передачи некоторого смысла выбирается форма, специально для этого предназначенная.
В русском языке возможны следующие ситуации:
I . Вопрос по смыслу - вопрос по форме ("Сколько сейчас времени?").
- Вопрос по смыслу - утверждение по форме ("Хотел бы я знать, где ты вчера была.).
III. Утверждение по смыслу - вопрос по форме ("Кто не любит красивых женщин?").
- Утверждение по смыслу - утверждение по форме ("Роман Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" был закончен в 1880 году").
В результате рассмотренной асимметрии в русском языке и появляются синтаксические ошибки в постановке вопросительного знака: он появляется там, где есть вопрос по смыслу вне зависимости от формы. Для человека привычна ситуация, при которой, если надо что-то узнать, следует задать вопрос и, следовательно, поставить вопросительный знак. Вопрос по форме при отсутствии смыслового вопроса просто не воспринимается носителями языка как вопросительная конструкция, и поэтому вопросительный знак не ставят. Это отражение внутреннего ощущения человека, что вопросительная конструкция - это конструкция смысловая. Однако вопросительный знак не всегда соответствует вопросу по смыслу, а вопрос по смыслу может оформляться без вопросительного знака. Приходится признать, что в русском языке в знаке "?" точно так же, как и в вопросительной интонации, значение вопроса отсутствует. Непонимание этого факта приводит к тому, что человек оказывается в неловкой ситуации: услышав вопросительную интонацию, он начинает отвечать, ставя себя подчас в глупое положение. Например, в ответ на фразу "Как дела?" подробно рассказывает о своих проблемах и выглядит при этом нелепо, потому что эта фраза (аналогично англ. "Ноw do you do?") является утвердительным, а не вопросительным текстом (это пример ритуальной речи). Каждый раз, когда вы слышите вопросительную интонацию, следует задуматься и понять, спрашивают ли вас о чем-нибудь или нет, хотят ли у вас что-нибудь узнать или вам таким способом хотят нечто сообщить. Только так можно оградить себя от попадания в невыгодную ситуацию. Интуитивно понимая заложенную здесь возможность скомпрометировать человека на переговорах, во время защиты диссертации, на научной конференции и т.п. (т.е. на серьезных, важных мероприятиях), недоброжелатели не преминут ею воспользоваться. Человеку задают вопрос, в котором вопрос на самом деле не содержится. Если человек растерян или взволнован, он может не сразу это понять и начнет отвечать, вызывая ухмылки окружающих, - и он скомпрометирован, причем не столько как личность, сколько его интеллект: не хватило ума догадаться, что его ни о чем не спрашивают. Очень внимательно следует анализировать данную коммуникативную ситуацию, понимая, что у вас в руках надежный (и этичный, что немаловажно) способ поставить человека на место: это очень сильный риторический прием, поскольку в результате его использования человек сам демонстрирует недостаточность ума и быстроты реакции.
Рассмотрим пример несколько видоизмененной в коммуникативном отношении ситуации. Человек знает, что у вас были неприятности, его это мало интересует, но из общеэтических соображений он спрашивает: "Как обстоят дела с Вашей проблемой?" Отвечать следует вежливо и кратко: "Почти так же" или "Чуть лучше". Если вы начнете подробно рассказывать о приватных, серьезных для вас вопросах, произойдет саморазоблачение перед человеком, которому это неинтересно. Вы обнажите себя перед человеком, которому эта обнаженность не нужна: он будет торопиться или ему будет скучно, но он вынужден будет поддерживать разговор, и в результате, кроме негативного отношения к себе, вы ничего не добьетесь. Кроме того, неловкость обычно очевидна не только речевому партнеру, но хорошо заметна даже случайным свидетелям такого разговора: не вслушиваясь, видно, когда один из собеседников совершенно изнемог, и только дань вежливости или какие-то иные соображения заставляют его продолжать разговор. Следует учитывать один из важнейших коммуникативных постулатов: человек не обязан принимать участие ни в каком акте речевой коммуникации, его нельзя заставлять это делать и нельзя от него этого требовать.
Рассмотренная асимметрия смысловой и формальной сторон вопросительных конструкций является особенностью русского языка, она не впрямую проецируется на другие языки (например, английский, немецкий, арабский, в которых симметрии больше, а отсюда и сама речевая коммуникация становится более легкой). И русский язык, и русская ментальность, и русская культура принадлежат, по-видимому, к одним из самых сложных в коммуникативном отношении, что прекрасно демонстрирует классическая русская литература. Если сравнить, скажем, диалоги в произведениях Ф.М. Достоевского с диалогами в произведениях любого западного классика, становится очевидно, что русская словесная коммуникация обладает специальными усложняющими признаками: она имеет, как правило, несколько смысловых слоев (например, "подводное течение" как речевая норма в текстах А.П. Чехова), очень часто связана с провокацией, предельно насыщена дезинформацией, допускает возможность запутывания собеседника и т.п. Деловые люди знают, что нет переговоров, которые вести было бы труднее, чем переговоры с русскими: по тексту подчас вообще ничего нельзя понять, так как за ним стоит несколько уровней труднодекодируемого подтекста, что крайне осложняет процесс принятия решений партнером.
Попытка получить информацию может быть реализована не только через вопрос, задаваемый обычно, если говорящий рассчитывает легко получить ответ, который, таким образом, предполагается как неконфиденциальный для слушателя. Однако очевидно, что не всякой информацией человек хочет делиться. В этом случае провокационная речь приобретает особые черты: ее основой становится коварство, желание "переиграть" собеседника, взять власть в свои руки, для чего используются специальные речевые тактики:
- доказательство выгоды;
- воздействие на эмоции (чувство долга, дружеские, национальные, патриотические, религиозные чувства, честолюбие, сострадание, зависть, раздражение и т.д.)
- вытеснение желания скрывать информацию (через формирование доверия, симпатии, психологической зависимости, ощущения солидарности и т.д.);
- блеф (демонстрация информированности);
- физиологическое воздействие, снижающее уровень контроля собеседника за речью.
Рассмотрим некоторые из провокационных тактик подробнее. Желая узнать конкретную информацию, можно задать для обсуждения более общую тему, т.е. бросить реплику в речевое пространство с целью услышать, что люди или конкретный человек думают по этому поводу. На этом принципе основан телевизионный жанр ток-шоу, где ведущий обычно просто задает тему, а потом наблюдает вместе со зрителями за речью и поведением приглашенных в студию людей.
Следует учитывать, что внутренним мотивом провокационной речи является получение правдивой информации, т.е. информации, в истинность которой верит тот, кто ее сообщает. Мнение всегда субъективно, поэтому такое важное значение имеет выбор человека, к которому вы обращаетесь с провокационной речью: предполагается, что это человек, более компетентный и знающий в определенной области, чем вы. Как задать тему, чтобы, спровоцировав экспертов, заставить их высказать свои предположения? Чтобы этого добиться, лучше всего сказать уверенным, безапелляционным тоном что-нибудь вызывающее, что явно не соответствует здравому смыслу. Человеческий мозг так устроен, что он агрессивно реагирует на любую ложь и любую глупость (ложь и глупость, вообще-то, людей раздражают). И в первый момент, когда человек еще не понял, что раздражение свое так же, как и знание, показывать не надо, он начинает возражать и проговаривается. Скорее всего вам начнут объяснять, что вы совершенно не правы, и приводить аргументы в защиту своей точки зрения – вы спровоцировали публичные размышления сведущего человека на интересующую вас тему.
Не на каждую реплику надо реагировать, делая это с большой осторожностью и вниманием: реплика может оказаться провокационной, а начиная излагать собственное мнение, человек оказывается под угрозой сказать больше, чем хотел, т.е. в чем-то разоблачить себя.
Существуют специальные речевые жанры, направленные на то, чтобы, говоря, ничего не сказать, но по возможности больше услышать (например, дипломатическая речь). Очень часто в дипломатической деятельности оказывается необходимым узнать важную информацию, которой не хватает, от своего коллеги из другой страны. Следует подать эту информацию как очевидно известную, по возможности спрогнозировав ее. Если не угадываете, то провалитесь, но если хотя бы частично угадаете, с вами будут разговаривать конфиденциально, как с человеком осведомленным. Такое речевое поведение основано на блефе, который является одним из лучших видов провокации. В бытовой речи подобные примеры встречаются достаточно часто: для получения информации декларируется знание, причем декларируется как само собой разумеющееся, без всякой неуверенности в голосе. Безусловно, есть вещи, до которых человек доходит своим умом через опыт и наблюдательность, однако умение пользоваться провокационной речью требует специальной подготовки. Есть люди очень доверчивые, есть настороженные и подозрительные, но следует помнить, что для каждого человека существует такой другой, перед которым он пасует. Это один из тех тезисов, которые не знают исключений. Для любого умнейшего человека можно найти того, кто будет его умней, лучше обучен, будет находиться в лучшей психологической форме в данной ситуации, больше подготовлен к разговору и a priori его "переиграет". Об этом следует помнить, прежде чем пытаться спровоцировать кого-нибудь: провокация может обернуться публичным позором, если вы будете разоблачены в своих намерениях и вызовете тем самым злые чувства в собеседнике. Ситуация, при которой вы обращаетесь к человеку, провоцируя его сообщить вам информацию, о которой он говорить не хочет, и установка у вас при этом - негативная, а он это понял и ответил вам грубостью, представляет собой коммуникативную ситуацию без победителя: в ней оба проиграли. Если же ваш собеседник, вместо того чтобы, разоблачив вашу провокацию, нагрубить вам, поставит вас в унизительное перед другими положение, просто продемонстрировав вашу некомпетентность в какой-то момент речи (необязательно немедленно за провокацией с вашей стороны), - это будет достойный ответный удар на вашу попытку его спровоцировать. В грубости проявляется беспомощность; люди, которые одерживают речевые победы, обычно говорят тихо (иногда чуть громче, в зависимости от речевой ситуации), очень спокойно и крайне вежливо, в то время как их речевые противники находятся подчас в состоянии нервной комы. Так выглядит речевая победа. Учить грубить - это давать человеку в руки оружие, которое не стреляет или может выстрелить в него же. Если у вас есть цель дискредитировать человека, спровоцируйте его на грубость - и вы достигнете своей цели. Провокация - это жесткое, изысканное, силовое воздействие, ведь человек обычно не предполагает, что его собираются спровоцировать на поступок, для него невыгодный и нецелесообразный. Человек всегда находится в опасности, одним из видов реализации которой является провокация.
Провокационная речь необязательно несет в себе негативную цель, а только в тех случаях, когда затребованную информацию человек передавать не хочет. Только в этом случае в провокации присутствует злонамеренность.
Почему провокационная речь так часто используется в социальной сфере? Потому что в общественной иерархии в привилегированном положении обычно оказывается тот, кто узнал информацию первым. Одно из важнейших средств информации - оперативность. Естественно, чем больше человек знает, тем шире его информационное пространство для принятия оптимальных решений.
Резюмируя, следует сказать, что провокационная речь является одной из самых сложных и неоднозначных в интерпретации типов речей. Она требует полной мобилизации интеллектуальных и волевых ресурсов обоих участников коммуникации.